Содержание

23 сент. 2011 г.

Измерение количества информации. Единицы измерения.

Можно ли измерить информацию? 
Какие существуют единицы измерения информации?
Давайте прочитаем рассказ:
Сегодня Вася возвращается из школы один. Он поругался с Петей. И даже вполне мог бы подраться, если бы в класс не вошла учительница и не разняла их. А ведь началось все с невинного разговора после урока математики:
— Петя, Петя. Да послушай ты меня! Ты понял, что нам объясняли?

— Конечно, а что там не понять!

— По-моему, слишком много информации за один урок.

— А по-моему — нет.

— Нет, много. Сначала определения вводили, потом свой­ства изучали, теорему доказывали! У меня уже голова пухнет!

— У меня не пухнет. А если у тебя пухнет, значит ты дуб.

— А ты олух, раз по-человечески объяснить не можешь.

— Ах так....

Дальше можно не продолжать. И так все ясно.
И вот идет Ва­ся домой и размышляет о том, какая же все-таки несправедли­вость, когда в одной голове информация помещается сразу, а в другой — нет. И вообще, почему одной и той же информации для одного — много, а для другого — мало? Например, один грамм — это мало, а тонна — это много. Вот если бы информа­цию можно было измерить...
С этими мыслями доплелся он до перекрестка. Стоит, смот­рит на светофор и думает: «Вот этот светофор. Сколько раз мы его обсуждали на информатике. И сигналы он лампочками из­лучает, и коды стой, иди нам передает. А если по-правде, са­мый что ни есть примитивный столб с фонариками, и инфор­мация примитивная, проще некуда. Всего-то можно или нельзя, и ничего другого». Тут зеленый свет загорелся, и по­шел Вася дальше, так и не заметив, что почти нашел ответ на свой вопрос о том, как измерять информацию.

Итак, информация передается с помощью сигнала. Горит зе­леный свет — можно переходить улицу, горит красный — стой на тротуаре.
Поднял руку на уроке — учитель понял, что ты можешь ответить на его вопрос, а если сидишь, весь затаился, то сразу понятно — не выучил (как назло, обязательно спросят).
Подходишь к лифту, а кнопка вызова светится — это зна­чит, что лифт занят. А если не горит, то можно вызывать лифт и ехать на свой этаж.
Сигнал, который в этих примерах мы воспринимаем или пе­редаем, имеет два состояния: зеленый свет или красный, рука поднята или рука опущена, кнопка светится или кнопка не светится. Принимая такие сигналы, мы определяем, в каком именно состоянии сейчас находится предмет нашего интереса и, следовательно, получаем информацию.
Приведите из жизни  свои примеры таких состояний, ситуаций.
Это самое маленькое количество информации, а как же его измерить? Единицы измерения?





Задача:  Вы выходите на следующей остановке? «Нет» - ответил человек. Сколько информации содержит ответ?
 Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей является байт, причем 1 байт = 8 бит.
Компьютер оперирует числами не в десятичной, а в двоичной системе счисления, поэтому:

 На заметку:
5 бит – буква в клетке кроссворда.
1 байт – символ, введенный с клавиатуры.
6 байт – средний размер слова, в тексте на русском языке.
50 байт – строка текста.
2 Кбайта – страница машинописного текста.
100 Кбайт – фотография в низком разрешении
1 Мбайт – небольшая художественная книга.
100 Мбайт – метровая книга с полками.
1 Гбайт – прочитывает человек за всю жизнь.
3 Гбайт – час качественной видеозаписи.
Практическая работа 
"Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора"

Запустить калькулятор: Приложения - Стандартные - Калькулятор

1) 5 байт = ... = __ бит;
2) 24 бита = ... = __ байта;
3) 4 Кбайт = ... = __ байт;
4) 16384 бита = ... = __ байт = ... = __ Кбайта.

Решение представить в тетради,ответы в комментариях.
Д/з
Решить задачу:  Найдите информационный объем слова ИНФОРМАТИКА. Перевести ответ в биты.
Урок в 8 классе

Комментариев нет:

Отправить комментарий