7 класс работа над заданием "Основные компоненты компьютера и их функции" |
Психологи под чтением понимают - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как:
- понимание
- поиск конкретной информации
- самоконтроль
- восстановление широкого контекста
- интерпретации
- комментирование текста и др.
Рассмотрим три фазы чтения:
1. Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
2. Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
3. Создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.
Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения:
1. Задания «множественного выбора»:
- выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
- определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
- установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
2. Задания «на соотнесение»:
- нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
- нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
- соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
3. Задания «на дополнение информации»:
- заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами/одним словом;
- дополнение (завершение) предложений.
4. Задания «на перенос информации»:
- заполнение таблиц на основе прочитанного;
- дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
5. Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
6. Задания с ответами на вопросы: могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы:
- поиск и целенаправленное извлечение информации («общее понимание текста» и «выявление информации»):
- нахождение фактического материала — в основном вопросы «Кто (что)? Где? Когда? Что делал(а)?»;
- определение темы;
- выявление информации, явно не выраженной в тексте;
- обобщение и интерпретация содержания текста («интерпретация текста»):
- нахождение в тексте заданной информации;
- нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определенную мысль;
- использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
- установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
- определение основной мысли (идеи) текста;
- соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
- выяснение намерений автора текста;
- интерпретация (комментирование) названия текста;
- формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте;
- оценка содержания и формы текста, рефлексия («рефлексия содержания» и «рефлексия формы подачи текста»):
- сопоставление содержания текста с собственным мнением;
- соотнесение информации текста с собственным опытом;
- оценка поступков (действий) героев текста;
- обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;
- оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;
- определение назначения, роли иллюстраций;
- «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;
- «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;
- определение жанра и стиля текста;
- выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);
- нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.
Развитие смыслового (продуктивного) чтения у обучающихся на уроках является одной из самых актуальных задач современной школы.
Хочу поделиться своим опытом (пока небольшим) по разработке заданий на развитие смыслового чтения на уроках информатики:
7 класс - "Основные компоненты компьютера и их функции". Задание на заполнение пропусков в тексте. Работа по учебнику автора Босова Л.Л.
Разработка урока по теме "Персональный компьютер".
Статьи других авторов:
1. Использование ИКТ при реализации программы "Стратегии смыслового чтения". (Кочергина Татьяна Ивановна, учитель информатики и ИКТ).
полезная информация. Спасибо
ОтветитьУдалитьДля основной школы заданий на развитие смыслового чтения очень мало. Я в своей работе потихоньку созданию такие задания. Надеюсь, сделаю сборник.
ОтветитьУдалить