Содержание

18 февр. 2016 г.

Смысловое чтение на уроках информатики

7 класс работа над заданием
"Основные компоненты компьютера и их функции"
Учеными доказано, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. 
Психологи под чтением понимают - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких позна­вательных и коммуникационных задач, как:
  • понимание
  • поиск конкретной информации
  • самоконтроль
  • восстановление широкого контекста
  • интерпретации
  • комментирование текста и др.

Рассмотрим три фазы чтения:

1. Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
2. Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопо­ставление, группировка, анализ и обобщение, со­отнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. 

3. Создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения:

1. Задания «множественного выбора»:
  • выбор правильного ответа из предложен­ных вариантов;
  • определение вариантов утверждений, со­ответствующих / не соответствующих со­держанию текста / не имеющих отношения к тексту;
  • установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
2. Задания «на соотнесение»:
  • нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
  • нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем и т. п.;
  • соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
3. Задания «на дополнение информации»:
  • заполнение пропусков в тексте предложени­ями / несколькими словами/одним словом;
  • дополнение (завершение) предложений.
4. Задания «на перенос информации»:
  • заполнение таблиц на основе прочитанного;
  • дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
5. Задания «на восстановление деформирован­ного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последова­тельности.

6. Задания с ответами на вопросы: могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы:
  • поиск и целенаправленное извлечение информации («общее понимание текста» и «выявление информации»):
    • нахождение фактического материала — в основном вопросы «Кто (что)? Где? Когда? Что делал(а)?»; 
    • определение темы;
    • выявление информации, явно не выраженной в тексте;
  • обобщение и интерпретация содержания текста («интерпретация текста»):
    • нахождение в тексте заданной информации;
    • нахождение в тексте данных, иллюстри­рующих определенную мысль;
    • использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;
    • установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;
    • определение основной мысли (идеи) текста;
    • соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;
    • выяснение намерений автора текста;
    • интерпретация (комментирование) названия текста;
    • формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте;
  • оценка содержания и формы текста, рефлексия («рефлексия содержания» и «рефлексия формы подачи текста»):
    • сопоставление содержания текста с собственным мнением;
    • соотнесение информации текста с собственным опытом; 
    • оценка поступков (действий) героев текста;
    • обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведе­ний из текста;
    • оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;
    • определение назначения, роли иллюстраций;
    • «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности собы­тий;
    • «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации; 
    • определение жанра и стиля текста; 
    • выяснение типа речи (описание, пове­ствование, рассуждение); 
    • нахождение средств художественной вы­разительности и определение их функций.
Развитие смыслового (продуктивного) чтения у обучающихся на уроках является одной из самых актуальных задач современной школы.

Хочу поделиться своим опытом (пока небольшим) по разработке заданий на развитие смыслового чтения на уроках информатики:

7 класс - "Основные компоненты компьютера и их функции". Задание на заполнение пропусков в тексте. Работа по учебнику автора Босова Л.Л.

Разработка урока по теме "Персональный компьютер".

Статьи других авторов:
1. Использование ИКТ при реализации программы "Стратегии смыслового чтения". (Кочергина Татьяна Ивановна, учитель информатики и ИКТ).

2 комментария:

  1. полезная информация. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Для основной школы заданий на развитие смыслового чтения очень мало. Я в своей работе потихоньку созданию такие задания. Надеюсь, сделаю сборник.

    ОтветитьУдалить